Четвертый день ММКФ: «униженные и оскорбленные» в объективе португальца Педру Кошта

«Фестиваль фестивалей», или, иными словами, Московский международный кинофестиваль, продолжает показывать фильмы, премьеры которых состоялись на других крупных смотрах. Рассказываем про картину, получившую «Золотого Леопарда», и про первые бизнес-возможности между Америкой и Россией в 90-е годы.

В рамках программы «Эйфория наваждений» показали португальскую работу Педру Кошта «Виталина Варела», сделанную на пересечении документального и художественного. Режиссер продолжает свой цикл историй про «униженных и оскорбленных» с острова Кабо-Верде, сбежавших в Лиссабон.

Муж Виталины Варелы уехал жить в Португалию и оставил свою единственную жену. Последняя не получала никаких весточек от него в течение 25 лет. Впоследствии женщина все-таки приезжает в Лиссабон, но уже на похороны когда-то любимого мужа. Здесь она встречает его соседей, знакомого священника из прошлого, посещает скромное жилье. Каждая деталь помогает ей увидеть, каким человеком был ее покойный супруг.

Четвертый день ММКФ: «униженные и оскорбленные» в объективе португальца Педру Кошта
Виталина Варела

Педру Кошта снимает всегда на грани между реальностью и вымыслом. Словно поклонник Cinema Verite и Free Cinema: его картины чересчур документальны, но эстетически они тождественны картинам самого Рафаэля в каком-нибудь мало освещённом зале английского музея. Статика повседневной жизни, молчаливость и медлительность — квинтэссенция его героев-иммигрантов. Они приезжают в новую страну, и время как будто останавливается. Точно в таком же темпе жизнь предстает перед Виталиной сразу же у трапа самолета, и ей приходится передвигаться по этой земле, словно по океану. Женщина не понимает, что ее ждет, кого она встретит и какие голоса услышит. Даже причина приезда кажется ей сомнительной, потому что ее мужа, которого она когда-то знала, уже давно не существует. Ей приходится собрать его портрет заново, чтобы понять мотивы его тогдашнего побега и переезда.

Неблагополучный район Лиссабона, где собралось множество иммигрантов, на самом деле давно уже снесли. Жителей переместили в муниципальные квартиры, а само место сравняли с землей. Педру Кошта тонко это чувствует и снимает на руинах памяти. Точно так же Виталина пытается выяснить все детали о жизни уже покойного и когда-то любимого мужа. Иногда в жизни можно довериться только одной памяти.

Четвертый день ММКФ: «униженные и оскорбленные» в объективе португальца Педру Кошта
Виталина Варела

В другой программе под названием «Свободная мысль» показали новую документальную работу Гейба Польски, который в 2014 году открывал ММКФ своей картиной «Красная армия» про хоккейную команду ЦСКА. Любовь к этому зимнему спорту показана и в «Красных пингвинах», где он детально восстанавливает хронику отношений между «Питтсбург Пингвинс» и ЦСКА.

После распада СССР многие западные страны пытались вести бизнес в новой России. Вот такими сумасшедшими оказались директора «Питтсбург Пингвинс», которые не могли поверить, что у великой хоккейной команды бывшего Советского Союза нет никакого финансирования и даже нормальной формы. Они отправляют туда такого же безумного маркетолога Стива Уоршоу. Впоследствии обычный хоккейный матч он превращает в настоящее шоу на льду. Только возможны ли доверительные отношения между Америкой и Россией во времена беззакония?

Четвертый день ММКФ: «униженные и оскорбленные» в объективе португальца Педру Кошта
Красные пингвины

«Красные пингвины» — это, конечно, исключительно американская субъективная оценка происходящего. Однако благодаря документальному жанру в картине нет никакой клюквы, а только череда фактов и искренних интервью практически всех причастных. В объектив Гейба Польски попадает не только сам Стив Уоршоу и бывшие начальники «Питтсбург Пингвинс», но и российские журналисты, начинавшие свою карьеру в 90-х. Фильм формируется как попытка понять причину распада такой любопытной коллаборации между Америкой и Россией, которые просто любили хоккей. Ответа Гейб Польски не находит, но зато остается очень много информации для дальнейшего исследования.

Ася Заболоцкая

Источник: www.kinoafisha.info

Автор:Павел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *