Эксперты о том, как вывести работы армянских художников на онлайн-аукционы

Эксперты о том, как вывести работы армянских художников на онлайн-аукционы

Эксперты о том, как вывести работы армянских художников на онлайн-аукционы

Армянское искусство и «крутые» аукционы: как и зачем государству надо развивать эту сферу Обозреватель Sputnik Армения попытался выяснить у специалистов сферы культуры, как в Армении развивается практика международных арт-аукционов и поговорить о представленности армянского искусства на мировых аукционах.

Карен Аветисян, Sputnik Армения

Международные аукционы, где представляются произведения мирового искусства, были из тех редких институтов в сфере культуры, которые работали без перебоев даже в самые жесткие карантинные дни пандемии коронавируса. Этот формат успешно адаптировался к правилам дистанционной игры и продолжает функционировать без перебоев.

Важно понять, что онлайн-формат не является новинкой по сути, он довольно развит и распространен еще с 2000-х годов, когда Sotheby’s, Bonhams, Christie’s и ряд других аукционных домов проводили аукционы дистанционно.

«У аукционов есть сообщество клиентов, покупателей, для которых условием номер один является наличие гарантий. Это также первый важнейший фактор онлайн-продаж», — в беседе с нами говорит директор аукционного дома «АААукцион» Анна Григорян.

Перед Арменией стоит проблема признания, поскольку не имеется опыта проведения аукционов с советских времен. И хотя России удалось добиться относительного развития этой сферы, в постсоветских странах этот пробел продолжал оставаться невосполненным.

«Дело не в армянском искусстве или деятелях искусства, не в таланте. Проблема в признании, и второе — в том, что нет института, занимающегося этими вопросами. Если посмотрим на опыт Катара, Саудовской Аравии или Объединенных Арабских Эмиратов, увидим, что, несмотря на отсутствие серьезной культуры, они проводят аукционы и выставки, поскольку в сферу вкладываются государственные ресурсы с целью развития этого института», — говорит она.

Говоря о конкретных деятелях культуры, Григорян отметила Кочара, Сарьяна, французских художников армянского происхождения Гарзу, Левона Тутунджяна, Жансема (последний особенно востребован на японских аукционах). Однако, отметила эксперт, они появляются на международных аукционах в основном благодаря французским дилерам или армянским дилерам французского происхождения.

«Что касается современных деятелей искусства, то многие самостоятельно выставляют свои работы на некоторых международных аукционах, а точнее на онлайн-галереях. Затрудняюсь сказать, насколько успешно они продаются, но считаю необходимым озвучить тот факт, что у нас до сих пор нет банковской системы, которая бы сотрудничала с PayPal. А это значит, что у нас нет гарантий для иностранных покупателей. Не зная, где находится Армения, потенциального покупателя даже при желании одолевают сомнения и недоверие», — говорит Григорян.

Вспомнив недавно проведенный в Армении аукцион, Григорян особо отметила «Желтую маску» Левона Тутунджяна, которая была продана примерно за 300 тысяч долларов.

«Это, несомненно, успех, но все это требует больших затрат — реклама, каталог, международный PR и т.д. Все зависит от больших инвестиций, которых, к сожалению, нет», — подчеркивает она.

Искусствовед и директор Центра искусств Гафесчян Армен Есаянц не считает необходимостью представление армянского искусства на международных аукционах любой ценой, поскольку онлайн-торги, по сравнению с другими, довольно ограниченный рынок, больше для коллекционеров.

А армянское искусство, по его словам, не представляется как отдельное направление. В основном, если бывают работы армянских художников, они включаются в общую секцию, например, русское искусство,  как Сарьян и Айвазовский.

«Хотя иногда бывают и специфические случаи. Например, лично я осенью 2019 года участвовал в проекте Sotheby’s, который был посвящен искусству Ближнего Востока, но в каталоге был отдельный раздел, где были представлены армянские ближневосточные художники — Маркос Григорян, Соня Баласанян, Тигран Дадерян и Пол Киракосян. Если говорить о современном искусстве, то опять-таки на том же Sotheby’s имен слишком мало — есть творчество Сони Баласанян, но опять-таки в разделе искусства Ближнего Востока», — сказал Есаянц, добавив, что иногда встречаются образцы средневековых мастеров — рукописи, серебряные изделия, церковная утварь и т.д.

Согласно заверениям эксперта, деятель искусства не может сразу появиться на большом аукционе без общей истории. Сначала необходимо проникнуть на большой рынок, чтобы потом настал черед аукционов.

По мнению Есаянца, государственная политика должна быть направлена в первую очередь на тех деятелей искусства, которые работают и творят в Армении. Необходимо создать такое поле, где можно будет свободно творить, продавать, попадать в коллекции, галереи, а аукционы уже станут результатом всего этого.

Автор:Павел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *