Монах Арсений: богослов и дипломат

Монах Арсений: богослов и дипломат
В XVII веке деревня Спицыно (сегодня входит в МО Огарёвское Щёкинского района) относилась к Псовскому стану Соловского уезда. Она располагалась в 34 верстах от города Крапивны, как сообщают источники XVIII века, «по правую сторону Богородицкого тракта» (из Крапивны в Богородицк).

Будущий дипломат и писатель родился в семье мелкопоместного дворянина Путилы Елизарьевича Суханова в 1600 году. При крещении был назван Антоном. Отец – Путило Суханов – владел деревенькой, но к 1622 году разорился. Не имея поместья и крепостных крестьян, он жил у своих родственников и знакомых – «волочился меж двор на Туле».

Антон рос любознательным и серьёзным, в юношеском возрасте ушёл в монастырь набираться учёности. После 1622 года Антон Суханов служил дьячком в коломенском монастыре, где принял постриг с именем Арсений.

В августе 1633 года стал архидиаконом при патриархе Филарете, его личным секретарём и хранителем Патриаршей казны. Через год, после смерти патриарха, поселился в Чудовом монастыре в московском Кремле.

Монах Арсений освоил греческий, латинский и польский языки, стал широко образованным человеком своего времени. Между 1642 и 1645 годами был рукоположен в иеромонахи и назначен строителем Троицкого Богоявленского монастыря в Кремле.

В 1649 году по царскому указу Алексея Михайловича и благословению патриарха Иосифа ему было велено «ехать в Иерусалим для описания святых мест и греческих церковных чинов».
Цель путешествия объяснялась подготовкой к церковной реформе.

Арсений приехал в Константинополь и затем в Иерусалим для подробного ознакомления с богослужением греческих Церквей. Особый интерес для российских властей представляли службы в Великую субботу и чудо схождения Святого огня во время Пасхального богослужения. От патриарха Иосифа Арсений получил список вопросов к Константинопольскому патриарху.

Иеромонах Арсений «выспрашивал» патриарха Александрийского и других греческих церковных иерархов о «некоих недоуметельных вещах», касающихся богослужебной практики.
Обратный путь Арсения пролегал чрез Малую Азию, Грузию и Кавказ. В июне 1653 года он вернулся в Москву. Представленный им царю и патриарху отчёт иеромонах назвал «Проскинитарием» или «Поклонником». Труд состоит из трёх частей: росписи о посольстве, статьи о граде Иерусалиме и чиновника или тактикона: «Како греки церковный чин и пение содержат».

Арсений привёз модели иерусалимского храма Воскресения Христова и Вифлеемского храма. Модель храма Воскресения, выполненная из чёрного ореха, инкрустированного перламутром, послужила образцом при постройке патриархом Никоном Воскресенского храма в Новоиерусалимском монастыре под Москвой.

Продолжение следует.

Источник: gazeta-schekino.ru

Рисунок художника Олега Гроссе.

Автор:Павел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *