Почему большинство фур не смогут доехать до Ирана по объездной дороге — эксперты

Почему большинство фур не смогут доехать до Ирана по объездной дороге - эксперты

Как блокада трассы из Армении в Иран отразилась на поставках товаров Специалисты в области логистики утверждают, что для пассажирских и грузовых перевозок разработаны определенные стандарты и нормы, которые перевозчики обязаны соблюдать.

ЕРЕВАН, 27 авг — Sputnik, Лаура Саркисян. Блокирование в течение двух дней единственной нормальной дороги из Армении к границе с Ираном повлияло на объемы экспорта и импорта товаров в обе страны. Если ситуация повторится, то будет нанесен ущерб транзитной функции Еревана.

Закрытая с 25 августа на двух участках трасса Горис -Капан — не единственный путь, который связывает две страны. Из Еревана в Тегеран можно попасть и по направлению Сисиан-село Агвани-Мегри. Вся загвоздка в том, что дорога грунтовая и непригодная для транспортных и пассажирских перевозок.

Ранее министр экономики Армении Ваан Керобян заявил, что транспорт передвигается по объездному пути, однако эта дорога была непригодна для движения крупных грузовиков. И многие фуры не смогли ни продвинуться вперед, ни вернуться назад. Возникли проблемы ночлега, заканчиваются запасы еды и воды.

Директор транспортной фирмы Шушан в беседе с корреспондентом Sputnik Армения отметила, что их фура из Волгограда поставляла товар для грудничков (молочные смеси, разную еду, — ред.) в город Капан. Вечером 25 августа фура испортилась, но ее кое–как удалось доставить на территорию Воротана. С тех пор водитель и груз находятся там, не имея возможности выехать. 

«Фура с грузом под 40 тонн, она не сможет даже при большом желании проехать по альтернативному пути», — сказала Шушан.

Она отметила, что международные партнеры в замешательстве, никто не рискует отправить новую партию товара. Сейчас ее компания подсчитывает убытки от задержки груза.

Представитель компании «Кингс транс» Арпи Маргарян рассказала, что в связи с ситуацией они также не берутся что-либо экспортировать или импортировать из Ирана или в южные районы Сюникской области.

«Я сложно представляю, как может фура проехать по другой дороге, не приспособленной для таких машин», — сказала Маргарян, отметив, что существуют специально разработанные международные стандарты перевозок. В частности, продукты и лекарства перевозят на грузовиках эко-стандарта Евро 6 или Евро 5. Такие машины точно не проедут по такой дороге, их КПД снижается на 70%.

Маргарян отметила, что это как взять из салона дорогую машину и пустить по разобранной дороге. Если же речь идет о перевозках цемента, щебня, камней, то их можно перевозить на фурах эко-стандарта Евро 2. Такие грузовики может и смогут пройти по такому пути, однако и это большой вопрос.

В беседе с корреспондентом Sputnik Армения он отметил, что Армения не просто экспортирует или импортирует товары из Ирана, она еще и страна-транзитер.

«Если не считать авиаперевозки и трубопроводный транспорт, это порядка 15-20% от всего оборота внешней торговли, то есть более 1 миллиарда долларов, или 30 миллионов долларов приходится на транзит через армяно-иранскую границу», — сказал Микаелян.

Он добавил, что справедливости ради, весь этот трафик невозможно записать в убыток, так как действует альтернативная дорога. Однако ситуация очевидно уже отразилась на потоках и продолжит сказываться на объемах. Микаелян обратил внимание, что вопрос не только в финансовой составляющей. Этим шагом Баку пытается отрезать Армению от Ирана и поставить в зависимость от себя. Микаелян призвал власти бороться за коммуникации, восстанавливать армию и усиливать дипломатию на российском и иранском направлениях.

«Армения нужна Ирану, как альтернативный и надежный путь в Россию и окно во внешний мир. Однако без инициативы Еревана, Тегеран в одностороннем порядке не будет усиливать Армению», — сказал Микаелян.

Напомним, в первом полугодии (январь-июнь) 2021 года товарооборот между Арменией и Ираном составил около 224 миллионов долларов. Рост составил порядка 26,6%. Из Ирана в Армению в основном завозится сжиженный газ и нефтепродукты, полимеры (полиэтилен и др), цемент, небольшой объем арматуры и других изделий из стали, другие строительные материалы, а также овощи и фрукты. Из Армении в Иран поставляется небольшой объем электроэнергии, а также баранина. Экспорт других товаров крайне ограничен из-за того, что ранее на иранском рынке применялись жесткие защитные меры. Кроме того, из-за западных санкций, иранские банки отключены от системы межбанковских переводов SWIFT.