Станет ли Узбекистан «запасным аэродромом» ВВС США после вывода войск из Афганистана

Станет ли Узбекистан "запасным аэродромом" ВВС США после вывода войск из Афганистана

Станет ли Узбекистан "запасным аэродромом" ВВС США после вывода войск из Афганистана

Станет ли Узбекистан «запасным аэродромом» ВВС США после вывода войск из АфганистанаУзбекистан и Россия ежегодно проводят более 70 совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки войск. Военное сотрудничество Ташкента и Москвы – важнейший фактор сохранения региональной стабильности.

Соединенные Штаты по-прежнему считают Узбекистан одной из наиболее удобных площадок для «проекции силы» на территорию Афганистана после вывода оттуда иностранных войск. Продолжаются двусторонние переговоры о базировании ВВС США на узбекской авиабазе Карши-Ханабад для «загоризонтной поддержки» действующего правительства в Кабуле. Ставки растут.

Положительное решение зависит от уровня привлекательности американских предложений, от формы преодоления конституционного запрета РУз, от позиции ОДКБ и России.

На фоне крупных успехов «Талибана»* после вывода иностранных войск из Афганистана крепнет военное сотрудничество Ташкента и Вашингтона. Официальный представитель узбекского правительства 12 августа сообщил американскому изданию Air Force Magazine о продолжении переговоров относительно размещения ВВС США на базе в Узбекистане.

После начала контртеррористической операции США в Афганистане в 2001 году американская авиация успешно использовала авиабазу Карши-Ханабад на юго-востоке Узбекистана до 2005 года. Там же размещались Силы специальных операций Пентагона, около 1000 человек из 10-й горнострелковой дивизии. Американцы платили за аренду 10 млн. долларов в год.

По данным Air Force Magazine, сегодня в Карши-Ханабаде базируется 60-я отдельная смешанная авиационная бригада ВВС Узбекистана, то есть вся необходимая для полетов инфраструктура имеется. Расстояние до границы с Афганистаном – около 140 км – обеспечивает достаточную зону безопасности, и позволяет тратить меньше времени и топлива (денег) для выполнения авиаударов по позициям талибов (в сравнении с полетами из Катара).

Однако вернуться в Узбекистан боевой авиации США будет весьма непросто. Не только из-за памятных андижанских событий 12 – 13 мая 2005 года, личной вовлеченности ряда американских сенаторов и военно-воздушных сил в дела независимой страны (эвакуация узбекских вооруженных боевиков и религиозных экстремистов в Кыргызстан и далее – в Румынию).

Конституция и военная доктрина не допускают базирования на территории Республики Узбекистан иностранных войск. Кроме того, в Центральной Азии сложилась определенная система безопасности, в которой каждая страна несет свою долю ответственности и обязательств перед союзниками и стратегическими партнерами, включая Россию. Военное присутствие в регионе Соединенных Штатов, назначивших Российскую Федерацию главным противником на перспективу до 2030 года, не отвечает интересам национальной безопасности России, центрально-азиатских стран ОДКБ, Узбекистана и Туркменистана.

Приграничная броня

Вооруженные силы России, Узбекистана и Таджикистана в первой декаде августа провели серию совместных маневров на полигонах Термез и Харб-Майдон у границы с Афганистаном – с привлечением войск специального назначения, бронетехники, артиллерии, ударной авиации. И готовы наращивать боевую интеграцию на Южном стратегическом направлении.

Заметим, что Узбекистан не спешит вернуться в ОДКБ, но может сделать это в любое время.

Почти синхронно, и с акцентом на обстановку в Центральной Азии 10 – 12 августа в Кургане состоялось совместное командно-штабное учение «Содружество-2021» пограничных войск Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана. Участники успешно отработали беспарашютное десантирование, тактические учения с боевой стрельбой, применения беспилотников и другие оперативные действия. «Содружество-2021» служит укреплению целостной системы охраны внешних границ, росту безопасности стран СНГ.

Ранее российские инструкторы (лучшие офицеры Центрального военного округа с сирийским боевым опытом) подготовили на полигонах Термез и Сазаган более 300 военнослужащих ВС Узбекистана. Программа включала дневные и ночные тактические занятия в составе мотострелковых подразделений, огневая подготовка с применением вооружения модернизированных БТР-82, упражнения контрольных стрельб из гранатометов, занятия по стрельбе и управлению огнем артиллерии с использованием беспилотников.

Узбекистан и Россия ежегодно проводят более 70 совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки войск. Военное сотрудничество Ташкента и Москвы – важнейший фактор сохранения региональной стабильности.

Ожесточенность боевых действий в ИРА, планы строительства нового «эмирата» талибов – сближают внешнеполитические позиции РУз и РФ. Оборонные ведомства двух стран 28 апреля впервые подписали Программу стратегического партнерства в военной области на 2021-2025 годы. Приоритеты программы – двусторонние мероприятия по обеспечению военной безопасности, совместная борьба с международным терроризмом, укрепление боевого потенциала Армии Узбекистана.

В широком спектре российских вооружений Ташкент выбирает для себя современную ударную авиацию, лучшие в мире средства ПВО, эффективную и надежную бронетехнику.

А что могут предложить Узбекистану Соединенные Штаты?

Вероятные сценарии

Министр обороны США Ллойд Остин и министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов в ходе переговоров 1 июля обсудили сотрудничество в борьбе с терроризмом, подтвердили стратегическое партнерство в области безопасности между двумя странами. При этом Остин отметил, что Соединенные Штаты будут продолжать работу со странами Центральной Азии «для решения общих проблем безопасности».

Общая проблема – Афганистан. Узбекский военный чиновник, который 12 августа поделился информацией с журналом Air Force Magazine, отметил, что 1 июля Остин и Камилов также затрагивали перспективу размещения боевой авиации США в Узбекистане – для «сдерживания» талибов.

Хотя ранее в Ташкенте официальный представитель Минобороны РУз прямо заявил: «В основополагающих документах в области обороны имеются ясные и четкие ответы на данные вопросы: недопущение на своей территории размещения иностранных военных баз и объектов».

То есть, получив отрицательный ответ в мае, американцы продолжают настойчиво искать некие варианты и обходные пути, от которых узбекскому руководству было бы сложно отказаться. Подчеркивается большая польза от партнерства с Национальной гвардией штата Миссисипи, совместных учений Southern Strike с участием узбекских летчиков и взаимодействия в области военного образования Узбекистана и США. Кроме того, Америка с момента обретения независимости оказывала Узбекистану огромные объемы помощи, ориентированной на реформы, и вправе ожидать возврата своих «инвестиций».

При необходимости, иностранный военный объект можно назвать совместным тренировочным или логистическим центром. И все же, присутствие баз Пентагона в Центральной Азии деструктивно, это доказано десятилетиями бесславных боевых действий в Афганистане, Ираке, Сирии.

Перенос военных аэродромов и других объектов США из Афганистана в Таджикистан, Узбекистан, Казахстан или Кыргызстан не меняет логики боевых действий Афганистане, и угрожает разрушением существующей системы региональной безопасности. Если Пентагон и союзники по НАТО за 20 лет не смогли достичь успеха в войне с талибами непосредственно на территории Афганистана, ничего не изменится и после «переезда» американских войск в Центральную Азию.

Возможно, Афганистан – просто предлог, чтобы остаться в регионе для «сдерживания» России и Китая – такая политика вдвойне опасна для центрально-азиатских стран.

Конституционное «табу» и позиция ОДКБ явно сдерживают реализацию «загоризонтных» планов Пентагона в Узбекистане, однако дальнейшее обострение ситуации в Афганистане может создать зону военно-политического компромисса. При этом Вашингтону придется сначала изменить тональность диалога с Москвой, подкорректировать стратегии и концепции противостояния.

Такова упрощенная система координат, без учета позиции еще одного могущественного регионального игрока – КНР.

* – террористическая группировка, запрещенная в РФ.

Автор:Павел

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *